Программа реабилитации детей и подростков с РДА  


Современное состояние - 2012 год
В практической реализации Программы принимают участие специалисты 2 психолого-педагогического отделения (заведующая отделением Абаджян И.А.), отделения коррекции психических, умственных и речевых нарушений (заведующая отделением Петранина Н.М.), отделения спортивной реабилитации (заведующий отделением Исаев И.В.) и отделения медицинской реабилитации 4 корпуса ОЦРДП (заведующий отделением Тогидный А.А.)
Реабилитационная работа по Программе строится на долговременной основе. На занятия по Программе принимаются дети с установленным диагнозом: “Детский аутизм”, “синдром Аспергера” и атипичным аутизмом на фоне выраженной общей задержки психического развития в возрасте от 3 до 9 лет. Дети должны находиться под наблюдением врачей ОКПНД (детского отделения) и иметь от них направление на реабилитацию в ОЦРДП. В первую очередь на занятия принимаются дети с инвалидностью по данным психическим расстройствам. Наличие глубокого и тяжелого умственного отставания является противопоказанием для реабилитационной работы по этой Программе. Целями психокоррекционной работы являются: уменьшение степени выраженности аутичного поведения, подготовка к поступлению детей в обычные и специализированные детские дошкольные учреждения, а также подготовка к организованному школьному обучению по массовой и вспомогательной программам. Необходимым условием успешного развития ребенка с нарушением развития аутистического спектра является непосредственное участие его семьи в проведении психокоррекционных занятий в домашних условиях, выполнение рекомендаций специалистов по специальному обучению и воспитанию. Итогом семейной терапии должно являться принятие аутичного ребенка как члена семьи со своими правами, обязанностями и личностными особенностями. Детям со специфическими и смешанными нарушениями развития специалистами Программы оказывается консультативно-диагностическая помощь.
Набор детей на реабилитацию осуществляется на год (занятия с сентября по июнь) в количестве 24 человек на поток. Первая и вторая смены по 12 человек. Всего формируются два потока. Первый поток занимается сентябрь – октябрь, январь – февраль, май – июнь. Второй поток занимается ноябрь – декабрь, март – апрель.
Занятия проходят по индивидуальной комплексной программе два раза в неделю длительностью по 2 месяца (8 – 9 недель). Объем психокоррекционной работы включает в себя занятия с психиатром, психологом, дефектологом, логопедом, педагогом, трудотерапевтом, социальная адаптация, музыкальные занятия, разработка мелкой моторики, кинезотерапия, арттерапия, обучение плаванию и оздоровление в бассейне, процедуру транскраниальной микрополяризации. Целесообразность данных занятий определяется индивидуально в зависимости от возраста, уровня психического развития ребенка и особенностей его поведения.
Кроме плановых курсов реабилитации проводятся диагностически – консультативно – коррекционные курсы один раз в год в течение двух месяцев для 5 человек (всего за год 25 чел). Их посещают первичные дети с подозрением на развитие детского аутизма, атипичными формами детского аутизма, синдромом Геллера. Занятия проводятся два раза в неделю. Целями данного курса являются: выявление глубины собственно аутизма и уровня общего психического недоразвития, проведение психокоррекционных занятий, обучение родителей самостоятельным занятиям в домашних условиях с возможностью повторных консультаций, параллельное обследование в ОКПНД (детское отделение) с целью назначения психофармакологической терапии и уточнения диагноза, отбор детей для дальнейшего прохождения плановых курсов реабилитации.
Для детей и подростков с нарушением психического развития аутистического спектра в возрасте от 10 до 18 лет созданы следующие направления длительной поэтапной реабилитации:
- групповая музыкальная арттерапия (авторская разработка арттерапевта Петрухиной Н.П.);
- трудовые мастерские (лозоплетение, керамика, выжигание по дереву, кройки и шитья и другое);
- групповые занятиями с родителями аутичных детей и подростков и членами их семей (психотерапевтические группы с психотерапевтом и клиническим психологом);
- спортивная реабилитация (помощь в достижении реальных спортивных результатов в различных видах альтернативного спорта).
Выделяются две группы детей и подростков в зависимости от их процесса обучения. Первая группа – дети обучаются по различным видам школьных программ. Вторая группа - дети признанные ПМПК необучаемыми в структуре школы (направленные на индивидуальное домашнее обучение). Цели психокоррекционной работы в этих группах качественно одинаковые, но уровень достижения социальной адаптации разный:
- социальная абилитация (поиск и закрепление аутиста в своей социальной нише, выполнение государственных программ обеспечения жизнедеятельности инвалида);
- развитие творческих способностей;
- привитие трудовых навыков и подготовка к взрослой жизни;
- семейная психотерапия (улучшение взаимопонимания между членами семьи ребенка или подростка инвалида), выработка позитивного эмоционального настроя на будущую жизнь семьи;
- достижение определенных спортивных результатов исходя из особенностей детей с целью выработки волевых качеств личности и уверенности в собственных силах.
Медицинская реабилитация осуществляется по дополнительным показаниям через выявление сопутствующих заболеваний при консультации специалистов данной конкретной области медицины (невролога, ортопеда, врача ЛФК, физиотерапевта, стоматолога, педиатра). С выполнением их рекомендаций по лечению. Проводится в условиях 4 корпуса ОЦРДП под наблюдением врача психиатра, контролирующего процесс реабилитации детей и подростков с нарушениями психического развития аутистического спектра.


Ccылки на другие страницы, посвященные этому кумиру
На главную страницу
Почта


 
Hosted by uCoz