Характеристика наиболее общих понятий, имеющих отношение к слову "РЕАЛЬНОСТЬ"  


Для того чтобы говорить о таком понятии как реальность необходимо определиться, что же понимается под этим понятием. Все ниже перечисленные мысли являются плодом моего размышления. Поэтому я не буду делать ссылок на взгляды различных философов и других людей, которые разрабатывали свое понимание данной темы.
Для дальнейшего размышления имеют значение два вопроса:
- есть ли реальность вообще;
- и если она есть, то, что же такое нереальность (ибо плюса без минуса не существует).
Вариантов ответа на первый поставленный вопрос два: либо ее нет, а это уже скучно и нечего обсуждать. Или она есть, а тут уж придется искать настолько общее в понимании ее сущности, что можно “завернуться”. Так как, сколько людей, столько и мнений (проще, сколько философов – столько и вариантов понимания реальности, называемой обычно бытие). Реальность есть, сейчас в этом убеждены почти все философы и другие люди, которых волнует эта проблема. Но вот, что она по сути такое не знает никто. Это как бы “черный ящик”, который мы можем познавать только на “выходе”, подавая на “вход” нужные нам сигналы. Иначе говоря – тот “мир” который мы привыкли считать реальным или реальностью (в котором мы живем) это только наше личное, единичное, субъективное так называемое отражение предполагаемой реальности. Не говорю объективной реальности, так как объективной – значит существующей в объектах. Да конечно, там есть “нечто”, но вот назвать это объектами трудно. По крайней мере, такое понимание объекта будет совершенно отличаться от обычного понимания объект – субъект. То есть реальный мир в котором мы живем является не реальностью, а именно производной от реальности. Это радует, так как существование природы, различных форм жизни и сознания человека существует не само по себе, а откуда-то происходит или просто необходимо имеет свой базис. То есть реальность находится за пределами сознания человека. Какова величина этого понятия неизвестно. Предполается, что в сравнении с разумом человека оно бесконечно. Отсюда выходит ответ на второй вопрос, что такое нереальность – это сознание, а также мировосприятие, миросуществование человека. Нечего пугаться того, что наш “личный мир” нереален. Несомненно, он реален, но только на другом уровне существования реальности (первый обычно называется материальным, второй – духовным, идеальным). Но вот стоит ли этот второй уровень называть реальностью неизвестно. Существование реальности закономерно, то есть как сущность она имеет структуру динамическую и самоорганизующуюся (в общем базируется на естественных законах природы – Ньютона и других). Когда будут выявлены законы существования духовного уровня реальности и по этим законам удастся предсказать вызванные явления, а также обосновать динамику механизмов их появления тогда можно предположить, что духовный мир существует также как реальность. Пока все духовное существует “по воле божьей”, которая непознаваема и неуправляема. А познавание ее жутко греховно и называется то еретизмом, то колдовством. Итак, почему сознание человека – нереальность. Да потому что реальность “объективна”, а сознание субъективно. Существует столько “реальностей” сколько сознаний людей. Хочется большего, но мы должны довольствоваться изучением сознания каждого человека, а также изучением существования каждого человека, чтобы составить себе “картину” человечества как общемировой уровень сознания. Заканчивая введение, хочется сказать, что именно благодаря нереальности существует реальность. По крайней мере, имеет значение. Ибо, не будь человеческого сознания, наша реальность была бы как другая Вселенная. Пусть они есть и их много, но нам то что. Может так говорить и некорректно (человек не царь Вселенной) и явления подобные человеческому сознанию могут происходить и в другой части реальности, но человек пока об этом не знает (но догадывается, придумав инопланетян).
Изучая психику человека и человечества во всей ее полноте можно приблизиться к правильному пониманию сущности реальности. Изучая живую и неживую природу, закономерности их существования мы изучаем реальность как “черный ящик” и строим понимание реальности умозрительно, исходя из установленных закономерностей. Психика человека является как бы слепком от реальности. Ее преобразованной сущностью. Понимая психику человека можно видеть существование реальности в закодированной форме. Но эта форма живая, а не умозрительная.
Итак, покажем, какие же основные компоненты принимают участие в формировании в формировании психики человека. Сущность психики человека обозначим знаком “Я”. Важно выделить наиболее общие ее компоненты и показать их взаимосвязь (так как частных психических феноменов неизмеримое множество).
Первый компонент – это интегративное Я, которое характеризует полноту “Я”. Он состоит из трех подкомпонентов, неразрывно связанных друг с другом и выделенных отдельно для лучшего понимания той роли, которую они играют в общем взаимодействии. Это – личность, рефлексирующее сознание и физическое тело личности. Центральным подкомпонентом является рефлексирующее сознание. Это то, что обычно говорит о себе: я Леша, я Петя и другие (и вообще способно к диалогу). Все сознание человека состоит из самосознания. То есть коренное отличие сознания человека от сознания животного состоит именно в его способности к рефлексии, способности думать мыслями, абстрагироваться от процессов восприятия. Как только сознание человека становится нерефлексирующим (недумающим), то оно уже не сознание человека, а сознание животного. Благодаря существованию рефлексирующего сознания формируется личность, структура которой хранится в комплексах личного бессознательного. Материальной базой (первичной реальностью) существования рефлексирующего сознания и формирования личности служит тело человека. Причем не только цнс, как это обычно принято считать, а именно все тело. Дисбаланс любой из систем жизнедеятельности – эндокринной, пищеварительной и других приводит к нарушению или изменению сознания и влияет на формирование личностных компонентов (неврозоподобных, психопатоподобных, психотических, в частности помрачения сознания и разнообразных дефицитарных состояний). Осознание себя как целого и своего тела как носителя целого составляет психический процесс интегративного существования Я. Степень интегративности и широты этого процесса характеризует полноту “Я”.
Вторым компонентом является так называемый психический тонус, который характеризует силу ”Я”. Он состоит из двух подкомпонентов:
- нормального аффекта (настроения), которое бывает континуально сниженным, средним или высоким
- и патологического аффекта, который не имеет ничего общего с нормальным аффектом (проявляется состояниями депрессии, субдепрессии, гипомании, манией и различными смешанными состояниями).
Динамика изменения настроения обусловлена биологически, то есть зависит от функционирования цнс. Степень осознанности телесных процессов мало влияет на формирование базового настроения. Аффективная сфера человеческой психики по сути совершенно не похожа на различные аффективные состояния у животных. Она есть как бы базовая энергия психики, без которой интегративное Я гибнет или резко замедляет свое развитие. Мы много знаем о различных (малых и больших) колебаниях аффекта, но вот о сущности самого аффекта знаем мало. Врожденные простые и сложные инстинкты (в частности сексуальное либидо) лишь направляют аффективную энергию, но ее не создают. Это хорошо видно на примере депрессивных и маниакальных больных. У них проявления инстинктивной сферы глубоко искажаются и являются неадаптивными.
Третьим компонентом “Я” являются поведенческие реакции или, собственно говоря, жизнь “Я”. Он состоит из двух подкомпонентов: эмоциональной сферы и волевых процессов. Эмоциональная сфера составляет ситуативную движущую силу поведения. Поведение является адаптивным в случае возникновения эмоционального дискомфорта (отрицательные эмоции) и дальнейшим переходом (в результате поведенческой реакции) к состоянию эмоционального спокойствия. Поведение является дезадаптивным в случае необходимости перехода от эмоционального спокойствия к эмоциональному наслаждению. Данное понимание адаптивного и дезадаптивного поведения схематично. Предполагается, что в первом случае возникающее напряжение инстинктивно обусловлено и его устранение способствует нормализации процессов жизнедеятельности и гармоничности социальной коммуникации. Пусть даже и в болезненных формах. Поведение психически больного человека представляется нам неадекватным, но лично для него оно адекватно соответственно устранению имеющихся у него проблем. Виды поведения направленные на “избыточное” получение удовольствия (обжорство, сексуальная распущенность, деспотизм, злоупотребление психоактивными веществами и другое) считаются дезадаптивными с точки зрения причинения вреда или болезни психической или соматической. Внешне похожее поведение в каждом отдельном случае может быть как адаптивным, так и дезадаптивным. Волевые процессы характеризуют возможность произвольного контроля конкретных видов поведения направленных на отреагирование возникших эмоций или выполнение насущных желаний. Сила воли у каждого человека в разные моменты жизни может быть разной. Она зависит от многих факторов. В частности стресса, невысыпания, соматической и психической болезни и другое. Чем более “сильны” волевые процессы тем наибольшее количество видов поведенческих реакций может быть использовано для отреагирования. Проще говоря, человек со слабой волей для достижения цели может адекватно (т.е. до конечной точки) использовать один вид поведения, а человек с сильной волей может использовать несколько видов поведения сообразно месту, времени, окружающим лицам в складывающейся ситуации. Несмотря на кажущуюся лабильность волевых процессов в зависимости от влияния различных факторов в своем базисе сила воли очень стабильна и зависит от личностных особенностей человека.
Все три базовых компонента психики человека (интегративное Я, психический тонус, собственно поведение с силами его вызывающими) неразрывно взаимосвязаны. Они представляют собой взгляд на психику человека с трех разных сторон: интроспекции, чувства жизненной энергии и экстроспекции. Или как это имеет отношение к реальности: во первых – Я - есть, во вторых Я – могу, в третьих Я – живу. В целом получается это самое “Я”.
“Я” не существует само по себе. С ним находятся в постоянном взаимодействии различные силы. Категориально можно выделить четыре такие силы. Их влияние на “Я” не подвергается сомнению.
1. Духовный мир людей – взаимодействие с партнером, семьей, коллективом и другое, в результате чего “Я” изменяется.
2. Материальный мир предметов – взаимодействие и использование для своих потребностей материальных тел и физических полей, в результате чего “Я” изменяется.
3. Мир живой материи – взаимодействие с вирусами, бактериями, грибами, флорой и фауной, в результате чего “Я” изменяется.
4. Мир “космоса” – взаимодействие с так называемыми высшими силами (Богом, Дьяволом, одухотворенной природой и другое), в результате чего “Я” изменяется.
Все эти силы являются реальностью, а само “Я” является производным от этой реальности. Эти миры реальны вне зависимости от восприятия конкретного “Я”. Наше представление о них ограничено знаниями о них.
В заключение необходимо сказать, что понятие реальности является философским понятием. То есть сплошной абстракцией, не имеющей реальной силы закона. Оно меняется в результате научно-технического прогресса и новых личных предпочтений философов. Разрешение задачи правильного понимания реальности необходимо, прежде всего, для более полного понимания разума человека, его места и значения в пространстве – времени, а также смысла человеческой жизни.

P.S. То есть для дальнейшего проникновения в глубины понятия реальность нужно решит поставленные вопросы о времени, пространстве, энергии, сущности Вселенной, возникновения жизни и разума человека. И самое главное – чтобы было с Реальностью, если бы не было человека.

А.Колосков


На главную страницу
Наша почта


 
Hosted by uCoz