Социальная адаптация подростков с синдромом Каннера  


Спектр расстройств аутистического круга довольно широк. Основными формами раннего детского аутизма являются: генетически-конституциональная, процессуальная и аутистически-подобная с явным органическим поражением ЦНС и в структуре известных генетических болезней (фенилкетонурия, туберозный склероз, с-м Мартина-Белла, с-м Дауна и др.). Понятно, что прогноз развития ребенка при разных формах аутизма будет разный. Наиболее благоприятным он является для генетически-конституциональных форм (синдромов Каннера и Аспергера) без признаков процессуальности, явной недостаточности ЦНС и умственного недоразвития (олигофрении). Есть ряд классических признаков детского аутизма, выделенных Лео Каннером: стереотипность интересов, повторяющееся поведение, своеобразная речь в 3-ем лице, отсутствие взгляда в глаза, нарушенная коммуникативность. При этом дети часто производят впечатление умных, красивых, задумчивых. Процесс развития коммуникативных, игровых и речевых навыков у них проходит через ряд кризисных этапов: 2-3 года, 6-7 лет и 10-12 лет. На каждом из этих этапов социальная жизнь предъявляет к ребенку новые требования. С переходом на новую ступень развития в эти периоды усиливается симптоматика аутизма, даже происходит определенный регресс освоенных навыков с нарушением поведения. Способность к абстрактному мышлению у детей с синдромом Каннера обычно сохранена.
Это введение нужно для понимания того, что дальнейшие советы будут именно в отношении к подросткам с синдромом Каннера, а не вообще с аутизмом.


Советы
1. Подросток с синдромом Каннера имеет искаженную, дисгармоничную личность. Ее, наверное, трудно назвать личностью в общепринятом смысле этого слова. Это не страшно, просто так оно есть. Главное понять, что он - не мы. Он другой. То есть, когда мы говорим о том, что ребенок с аутизмом находится в другом мире, нас не видит и не понимает, - это относится и к подростку. Подросток многому научился, но он все равно не такой как мы. Нечего делать из него нормального человека. Понимайте его специфичность контакта и восприятия людей.
2.В любом случае подросток с синдромом Каннера должен быть членом семьи. У него должны быть права и обязанности. Пусть он функционирует на более низком уровне, но есть его поведение, в котором семья нуждается. Он не иждивенец, он работает в семье (выносит мусор, покупает хлеб, копает землю, стирает, моет посуду, играет с младшими детьми). Зарабатывает деньги на себя и семью. Это не терапия. Это жизнь.
3.Не увлекайтесь его интеллектуальными способностями. Если они высокие, пусть он сам с ними разбирается. Он сам найдет им применение. Конечно, мешать ему в этом не стоит. Помогите ему практически применить его знания. Лучше постарайтесь организовать его свободное время неформально: шашлык, турбаза, турпоход на велосипедах, отдых на курорте. Где его окружали бы другие люди, а не вы (но с вашим участием).
4.Исходите в прогнозе жизни ребенка с аутизмом из худшего, а не из лучшего. В его жизни плюсовых воздействий гораздо меньше, чем минусовых. Просто ему трудно жить с нами. И мы должны это понять. Стоит почитать книги, написанные взрослыми аутичными людьми. Одним словом больше верьте, чем надейтесь. В основном это относится к нашим, русским условиям жизни. За рубежом возможности оказания помощи в развитии значительно выше (диагностика, подготовленные специалисты, длительно существующие программы, деньги на лечение и помощь в развитии, адаптированные детсады и школы).
5.Не бойтесь лечиться лекарствами, назначаемыми грамотными специалистами (психиатр, невропатолог). В подростковом периоде они помогут решить многие поведенческие проблемы. Выбор препарата и тактика применения зависит от врача, которому вы доверяете.
6.Не надо думать о сексуальных проблемах у аутиста. Лучше если бы их вообще не было. Займите его чем-то другим. В нужное время, став взрослым, он сам разберется. То есть не надо ему подсовывать энциклопедию о половой жизни человека. Хотя многое зависит от каждого конкретного случая. Просто не надо форсировать события.
7.Учиться, учиться и еще раз учиться. Его жизнь – учеба. Даже можно сказать больше – формальные знания. Гуманистом стать не сможешь, а крутым специалистом быть обязан. Главным является организация учебного процесса.
8.Любите их. Прощайте им. Это нужно для всех людей и подростков в частности. Но аутичным подросткам это нужно просто как воздух. Они станут взрослыми людьми, никуда не денутся. Но этап понимания своего смысла жизни, который происходит в подростковый период, во многом зависит от нашего принятия. Как человека, который нам нужен. И мы его ценим. Словами это трудно объяснить, но его самоуважение очень зависит от того, кто он для нас (близких).
Вообще можно многое написать о подростках – аутистах. И разными людьми написано о себе в этом возрасте (Темпл Грендин, Ирис Йохансон, Николай Дилигенский и др.).


Прошу считать советы следствием лично моих взглядов на эту проблему.
А.Колосков


На главную страницу
Наша почта


 
Hosted by uCoz