Исследование процессов мышления  


Существуют два типа мышления: контекстуально-образное и абстрактно-символическое мышление. Контекстуально-образное мышление есть у всех живых организмов, обладающих психикой. При данном типе мышления его субстратом является образ воспринимаемого объекта, который контекстуально оформлен (гештальт-фигура). Есть фигура, и есть фон. Фоном является контекст стимула. Контекст является как бы глобальным гештальт-образом. Тем взаимодействием образов, которое зависит не от наличия образов как таковых в восприятии, а их взаимоотношениями. Гештальт-конфигурация меняется целиком при изменении контекста стимула.
Мы знаем, что есть так называемые условные и безусловные (врожденные) рефлексы и инстинкты – простые и сложные. Способность живого организма к формированию условного рефлекса (нового опыта) еще не значит, что у него есть психика (психическая деятельность). Наличие психики предполагает отсутствие одинакового прямого ответа стимул – реакция в различных контекстах ситуации. Когда выученный условный рефлекс меняется в зависимости от различного контекста (смыслово-объединяющего восприятия) тогда мы можем говорить о наличии процес-сов мышления живого организма, то есть о наличии психической деятельности.
Стимул 1 – особь – реакция 1 (контексты ситуации стимула разные): психики нет.
Стимул 1 – особь – реакция 1,2,3 (контексты ситуации стимула 1,2,3): психика есть.
Само по себе понятие мышления есть процесс динамический, это процесс реального существования психики. Без наличия процессов мышления нет интеграции психической деятельности живого организма. Внешняя среда стимулирует интенсивность процесса мышления (решение задач оп-тимальной адаптации жизнеобеспечения к меняющейся среде обитания), а все остальное психическое функционирования составляет субстрат, обеспечивающий мышление (то есть процессы восприятия, внимания, эмоционально-волевые факторы, память и другое).
Осознавание значит обдумывание. Осознавание есть у всех живых организмов обладающих психикой. Но то, что особь осознает, ее миросуществование – видовоопределено. Зависит от структурных особенностей и качества функционирования нервной системы и органов чувств. Развитие образного и контекстуального мышления идет параллельно, а не последовательно. То есть от маленького образа в маленьком контексте (фигура и фон) до большого образа в большом контексте. Большего образа и контекста, прежде всего в степени осознавания, абстрактного обдумывания образа.
Биологические системы цнс, обеспечивающие возможность развития контекстуально-образного мышления отличны от биологических систем цнс, обеспечивающих развитие абстрактно-символического типа мышления, формируемого у человека.
Интеллект – очень сложно интегрированная психическая система, но не сама психика. Это как бы паутина психики – взаимосвязанная, тонкая и защищенная. Разрушить интеллект человека невозможно без разрушения его психики. Личность человека имеет опосредованное отношение к ин-теллекту – не прямое. Интеллект одинаковый – личность разная. Есть две стороны оценки интеллекта: объем и качество усвоенного опыта и способности к обучению общему и специальному.
При оценке мышления (контекстуально-образного и абстрактно-символического) происходит выявление знания и понимания используемых закономерностей существования определенной гештальт-конфигурации в статике (использование накопленного опыта) и в динамике (создание нового опыта). Основными методиками являются методы ис-ключения лишнего и дополнения по подобию.
Аутичное мышление – при нем нарушена способность способность к развитию контекстуально-образного мышления при сохранности к развитию абстрактно-символического типа мышления. В жизни человека нет процессов спонтанного овладения абстрактно-символическим мышлением. Обязательно активное обучение. У аутичного человека для развития абстрактного мышления необходимо преодолевать собственно его аутизм. Вмешиваться в его психику, строить ее по нашим, человеческим законам. Конечно это ему неприятно. Психически адекватный ребенок сам достанет взрослого, чтобы он его учил. Аутичный ребенок сделает все, чтобы взрослый отстал от него, противясь процессу обучения.


Абстрактно-символический тип мышления получает развитие только у человека. У любого другого живого существа различными методами обучения его создать не удается. Символом образа является предложение. Слова – это абстракция. Мышление человека предложно, а не вербально. Человек думает не словами, а предложениями. Именно предложения являются символическим описанием каждого уникального образа (более полным или менее полным). Образ воспринимаемый – человек – речь (предложение) – человек – образ представляемый, более менее идентичный первичному передаваемому образу. Маленького ребенка учат думать с ним разговаривая – но не отдельными словами, а предложениями. И ребенок в годовалом возрасте обращаясь к маме и папе думает уже предложениями. Есть такой этап в развитии речи ребенка слово – предложение. У него в голове предложение, оно несет определенный смысл. Он говорит одно слово – но мы понимаем его как целое предложение. Импрессивная речь развивается гораздо раньше экспрессивной. Особенно это видно в случаях задержки психоречевого развития. Отсутствие экспрессивной речи при способности к пониманию и выполнению речевых инструкций.
Абстракция – слова и цифры. Любая абстракция не символична, она не имеет отношения к целостной совокупности образа, а описывает какую-либо его отдельную характеристику. Цвет, форма, категория (одежда), количество – представляют собой закономерности существования и восприятия образов – символов. Маленький ребенок умеет думать и разговаривать. Абстракции он обычно понимает с трехлетнего возраста. Вершиной абстракций является так называемое математическое мышление. Есть физические и химические процессы, они реальны и частности наблюдаемы. Теоретически их описывает математический аппарат. Невозможно быть физиком, химиком, биологом, статистиком и др. не зная математики.


Исследование функционирования различных типов мышления у человека.
1. Контекстуально-образное мышление.
1) в статике – оценка умения использовать накопленный опыт:
- метод исключения лишнего;
- метод дополнения по подобию;
- метод понимания внутренних закономерностей смены гештальт-конфигураций.
2) в динамике – оценка умения создания и использования нового опыта (обучение):
- метод исключения лишнего;
- метод дополнения по подобию;
- метод понимания внутренних закономерностей смены гештальт-конфигураций.
2. Абстрактно-символического мышления.
1) в статике – оценка умения использовать математический аппарат и абстрактно-словесные взаимоотношения, исследуя их структуру и понятия, которые они описывают:
- метод исключения лишнего;
- метод дополнения по подобию;
- метод понимания внутренних закономерностей (не просто умение использовать формулу, но и знать, откуда она взялась).
2) в динамике – исследование быстроты понимания и использования нового алгоритма для решения ранее не решаемых человеком задач:
- метод исключения лишнего;
- метод дополнения по подобию;
- метод понимания внутренних закономерностей алгоритма решения.
Основные трудности, которые необходимо преодолеть при исследовании мышления аутичного ребенка:
- частое сопутствующее отставание общего психического развития у аутистов (2/3 интеллект меньше 70 баллов), возможно заниже-ние уровня мышления вследствие трудностей обучения;
- непонимание смысла инструкции, слабая мотивация к выполнению задания, создание особых условий выполнения – тоже приводит к возможному занижению уровня мышления;
- стереотипность поведения, умение решать задачу только в одних условиях – возможно завышение уровня мышления;
- невозможность практического использования формально выученных инструкций и слабое разнообразие моделей поведения – приводит к психопатоподобному поведению и активному избеганию контакта.

Цель работы: исследовать не уровни развития интеллекта и не его структуру, а качественные особенности мыслительных процессов обоих типов мышления у аутичных детей и подростков. Обычно недостаточность мышления выявляется по разному в зависимости от клинического статуса: У олигофренов – преобладание недостаточности абстрактно символического мышления, у аутичных – преобладание недостаточности контекстуально-образного мышления. Существует смешанная кате-гория атипичного аутизма с выраженным общим интеллектуальным снижением и аутичными чертами. У них есть недостаточность потенциала развития обоих типов мышления. Обычно их IQ меньше 50.
Колосков А.Р.


На главную страницу
Почта


 
Hosted by uCoz