Итоги реабилитационной программы помощи в развитии детей с различными расстройствами аутистического спектра  


Петрова И.В. – психиатр, к.м.н.,
заместитель главного врача по лечебной части
Колосков А.Р. – психиатр,
ведущий специалист программы

Психотерапевтическая и психокоррекционная помощь аутичным детям и их родителям в Областном Центре реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями (ОЦРДП) началась с января 1997 года. Психиатром, психологом, логопедом и педагогом проводились индивидуальные занятия с аутичными детьми и членами их семей частотой 1-2-3 раза в неделю. Включение специалистов в работу осуществлялось постепенно, ориентируясь на реальные возможности развития ребенка.
За 10 лет реабилитационной работы была оказана консультативная, курсовая и долговременная индивидуальная психокоррекционная помощь более чем 180 детям с общими (первазивными) расстройствами развития различного генеза. В 2000 году был создан видеофильм “Ранний детский аутизм”, в котором рассказывалось об аутичных детях, их клинических особенностях и проблемах развития, а также о проводимой с ними в ОЦРДП реабилитационной работе.
В настоящее время объемы и структура помощи этим детям значительно расширились. На первом этапе поступления в Центр дети проходят специальную отборочную комиссию с участием заместителей главного врача по педагогической и лечебной работе, а также заведующих отделениями ОЦРДП. На отборочной комиссии определяются объемы и сроки Индивидуальной программы реабилитации. Учитываются особенности ограничения возможностей развития, социального статуса и болезненного состояния, требования к проведению медикаментозной терапии. В реабилитационной работе осуществляется преемственность между медицинской (стационарной и поликлинической) терапевтической помощью и различными социальными учреждениями, детскими садами и школами. Далее проводится осмотр ребенка группой специалистов, непосредственно участвующих в реабилитационной программе помощи аутичным детям с целью составления наиболее оптимальной для ребенка схемы получения психокоррекционного и дефектологического воздействия. Степень включения в работу различных специалистов и применяемых методик индивидуальной, групповой и курсовой терапии определяется глубиной выраженности самого аутизма, интеллектуальной недостаточности и наличием сопутствующих психопатологических синдромов и симптомов.
Основными направлениями работы Центра является проведение курсовой и длительной индивидуальной реабилитационной работы. Курсовая реабилитация включает в себя комплексное воздействие на ребенка (использование массажа, лазеротерапии, иглорефлексотерапии, различных видов физиотерапии, ЛФК, развитие тонкой моторики пальцев рук, занятия на тренажерах) с целью его соматического оздоровления, стимуляции психического развития и социализации. Длительность курса 3 недели, проводится 3-4 раза в год. Основное внимание уделяется реализации длительной Индивидуальной программы реабилитации. Длительность занятий по индивидуальной программе - от 9 недель и более. Курсовая реабилитация осуществляется в 1-ом, основном корпусе ОЦРДП, длительные программы во 2-ом корпусе (переоборудованный корпус детского сада).
На данный момент времени в программе помощи аутичным детям участвуют: психиатр, медицинский психолог, логопед-дефектолог, педагог, педагог - специалист по творческому развитию, музыкальный работник и инструкторы отделения спортивной реабилитации.
Комплексность реабилитационной работы зависит от слаженности совместной работы специалистов. Психиатр организует взаимодействие специалистов и проводит психотерапевтическую работу со всеми детьми и их родителями. Психолог проводит занятия направленные на увеличение психической активности, уменьшение тревожности, страхов, выработку элементов целенаправленного поведения, разрабатывает индивидуальные поведенческие программы. Педагоги способствуют развитию навыков мелкой моторики, классификаций, счета, письма, сюжетных игр, социальной адаптации, творческого развития. Логопед-дефектолог потенцирует развитие активной фразовой речи, четкости произносимых звуков, формирование диалогичной речи, проводит логопедический массаж. Проводится индивидуальная и групповая работа с участием музыкального работника.
Большое значение имеет спортивно-педагогическая реабилитация. Для каждого ребенка составляется комплекс упражнений с использованием различных тренажеров и спортивных снарядов (мячи, скакалки, обручи, канат, кольца и др.). Инструктор и родители ребенка помогают ему при проведении занятий. Регулярность занятий и планомерность их выполнения способствуют лучшей организации поведения ребенка, развитию его волевых качеств и навыков спонтанного общения в коллективе.
Оптимальным количеством индивидуальных занятий считалось посещение Центра 2 – 3 раза в неделю с длительностью проведения от 45 минут до 3 часов. Среди мест проведения занятий использовались игровые комнаты, к. РОМПА, малая сенсорная комната, тренажерный зал, компьютерный класс, зал групповой терапии, кабинеты психиатра, психолога, логопеда, педагогический класс. Педагогический класс оборудован шкафами с выдвижными ящиками, в которых находятся методические материалы и результаты творчества аутичных детей проходящих реабилитацию. Оборудован стенд с их рисунками и поделками. В парке "Динамо" под наблюдением специалистов Центра проводятся занятия иппотерапией. Детям самым тяжелым по проявлениям аутизма, организованы консультации на дому. Регулярно проводится совместное обсуждение специалистами хода коррекционной работы с целью внесения изменений в индивидуальный план реабилитации.
В настоящее время у всех детей отмечается положительная динамика с большей или меньшей выраженностью (в зависимости от группы выраженности аутизма и степени интеллектуальной недостаточности), которая проявляется в нивелировке тревожности, появлении и развитии навыков самообслуживания, расширении познаний в счете и письме, развитии мотивации целесообразного поведения.
Десятилетний опыт занятий с аутичными детьми на базе нашего Центра показывает успешность и целесообразность психокоррекционной работы для решения проблем аутичного поведения, эмоционального и психического недоразвития у детей, страдающих ранним детским аутизмом.


На главную страницу
Почта


 
Hosted by uCoz