Изучение особенностей поведения детей, имеющих аутистическое психическое расстройство по типу синдрома Каннера в условиях специально подготовленного эксперимента.  


ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ АУТИСТИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО ПО ТИПУ СИНДРОМА КАННЕРА, В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНО ПОДГОТОВЛЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
А.Р. Колосков, И.В. Петрова
ОЦРДП “Парус Надежды”
В данной статье приводится описание общей методологии изучения особенностей спонтанного взаимодействия аутичных детей в специально подготовленных условиях. Местом проведения занятий являлась сенсорная комната. Оборудование сенсорной комнаты и методические материалы менялись в зависимости от поставленных целей и задач занятия. Приводится описание развития взаимоотношений одной пары детей в течение полугода (11 занятий). Полученные результаты проанализированы. Отмечено положительное влияние используемого метода на их когнитивное, эмоциональное и коммуникативное развитие.
На сегодняшний день во всем мире большое внимание уделяется разрешению проблем диагностики, терапии и психологической коррекции нарушений психического развития детей и подростков с ASD (расстройствами аутистического спектра). Синдром Каннера является наиболее ярким и типичным их представителем. Клинические проявления детского аутизма очень многообразны. Ведущим нарушением является невозможность установления полноценной социальной коммуникации, проблемы формирования диалога и партнерских взаимоотношений. Итогом терапевтической и психокоррекционной помощи детям и подросткам с детским аутизмом должно быть как можно более полное их включение в социальную жизнь общества. И, несомненно, необходима дальнейшая помощь им в решении их специфических проблем социальной адаптации. Изучение формирования личных взаимоотношений аутичных детей может помочь в понимании сущности их личности и расширении структуры и методов психокоррекционного воздействия.
Общее описание методологии исследования. Исследуются особенности поведения и игрового взаимодействия двоих аутичных детей примерно одинакового возраста, уровня общего развития и степени выраженности глубины собственно аутизма. Местом проведения исследования является сенсорная комната. В наблюдении за поведением детей принимают участие два человека (сотрудники, принимающие непосредственное участие в психокоррекционной работе – психологи, дефектологи, психотерапевты). Один сотрудник только наблюдает за происходящим действием в сенсорной комнате и сразу фиксирует результаты наблюдения в письменной форме. Он обращает внимание:
- на уровень двигательной активности;
- особенности познавательных интересов и спонтанной игры;
- как один ребенок реагирует на действия другого ребенка и поведение психолога;
- особенности эмоциональных реакций;
- обращение ребенка за помощью;
- агрессивные действия и самоагрессию;
- особенности стереотипного использования речи детьми монологичной и диалогичной направленности.
Динамично действующий сотрудник принимает участие в создании безопасности взаимодействия и выполнении конкретно направленных к нему желаний детей. Он кратко отвечает на поставленные вопросы со стороны детей, обращенные именно к нему. Сам он действия детей словесно не комментирует, их игру не организует и старается проявлять инициативу минимально. Может при обращении к нему подать руку, включить свет, достать игрушку, покатать мяч, поддержать при опасном движении.
Целями и задачами исследования было выявление возможности формирования дружеских эмпатийных взаимоотношений между аутичными детьми, определение вариантов подражания их друг другу, оценка развития совместных игровых действий, провокации агрессивных действий, увеличения объема помощи со стороны динамичного сотрудника. И возможно еще несколько параметров, которые могли актуализироваться в процессе исследования. Использование как партнера для аутиста неаутичного (психически полноценного) ребенка ограничено. У психически адекватного ребенка гораздо больший спектр вариантов спонтанной игры, он будет доминировать в строящихся взаимоотношениях и при их неконгруэнтности может быстро потерять интерес к совместным игровым действиям с аутичным партнером. А использование специально подготовленного и направляемого ребенка противоречит теме исследования – исследованию спонтанного формирования элементов дружеских взаимоотношений. Возраст детей принимающих участие в исследовании ограничен от 3 до 8 лет. Подразделяются на три возрастных группы – от 3 до 4 лет, от 5 до 6 лет, от 7 до 8 лет. Познавательное развитие – не ниже пограничного или явно мозаичного уровня. Речевое развитие (в зависимости от возраста ребенка) – стереотипное использование отдельных слов или коротких фраз, обычно употребляемых в третьем лице, или лишь иногда в первом лице, фразовая монологичная речь. Глубина аутизма – включает полное наличие критериев детского аутизма, выделенных Л. Каннером (стереотипные особенности речи, игры, коммуникации, движений тела и другое). Необходимыми условиями являются также: отсутствие специально не провоцируемой самоагрессии в любых ее вариантах, особенно которые явно имеют телесные последствия (отсутствие возможности эффективного предупреждения возникновения и методов прекращения самоагрессивных действий в данных условиях проведения эксперимента) и чрезмерная гиперактивность ребенка (возможность поломки оборудования и повышенный риск травматизации детей). Экспериментальные занятия проводятся 1 раз в неделю на протяжении срока от двух месяцев до полугода (в зависимости от регулярности встреч). Оптимальным является проведение в общем 12 – 16 занятий. Длительность каждого занятия от 30 до 40 минут в зависимости от конкретного психопатологического статуса аутичных детей и особенностей их взаимодействия. Краткое описание используемой сенсорной комнаты. Размер комнаты 5 на 6 метров, прямоугольной формы, потолки средней высоты, стены без мягкого покрытия, на полу ковровое покрытие.
Оборудование:
- проектор крутящегося изображения, проецируемого на стену (рыбы и морские животные в море) диаметром от 1,5 до 3 метров;
- проектор с динамично меняющимся цветом (красный, синий, зеленый, желтый) светового луча, направленный на зеркальный шар (получаются движущиеся световые зайчики разного цвета);
- светящаяся колба цилиндрической формы, заполненная водой с плавающими в ней искусственными рыбками при подаче снизу компрессором воздушных пузырьков (высотой 1 метр);
- два рядом с колбой стоящих пластиковых зеркала, перпендикулярно друг другу, закрепленные на стене размером 1 на 0,5 метра;
- двигающийся светящийся искусственный цветок с листьями диаметром 0,2 метра;
- CD – магнитола с отстыковывающимися АС;
- полки с игрушками;
- небольшие настенные картины нарисованные детьми;
- трехгранная призматической формы колонна высотой 1,5 метра с разными световыми эффектами с трех сторон – цилиндрическая колба, заполненная водой с идущими снизу воздушными пузырьками с ритмично меняющимися цветами (6 цветов), с другой стороны – переливающийся разноцветный фонтан, а с третьей стороны – пластиковое зеркало, закрытое снаружи переливающимися разными цветами стеклопластиковыми световодами;
- маленькая деревянная скамейка (подставка);
- четыре больших, раскрывающихся в кресла куба размером 0,7 на 0,7 на 0,7 метра;
- три, раскладывающиеся в лежанки мягких небольших кресла;
- мягкий мат в виде большой подушки, диаметром 1,5 на 1,5 метра;
- двенадцать мягких небольших подушек в форме круга, диаметром 0,3 метра вместе с полимерной основой, на которую они крепятся с помощью липучек;
- большой синий мяч диаметром 1 метр, весом 10 кг;
- два “китайских ветра”, прикрепленных на стенах;
- несколько глицериновых светильников, заполненных воском пирамидной формы;
- много другого: резиновые кольца, пластиковые шипастые и гладкие мячи разной величины, куски кожи, картона, пластика, резины, липучек, используемые для тактильной сенсорной стимуляции.
Для фиксации результатов занятия используется сводный лист наблюдения экспериментального занятия. Он включает в себя наблюдения и чувства обоих сотрудников, а также их выводы о динамике изменений в поведении аутичных детей.
В связи со сложившимися условиями было проведено всего одно законченное исследование. Но и оно одно оказалось интересно полученными результатами.
Дети, принимавшие участие в исследовании спонтанного взаимодействия:
- Андрей Г., 10.1999 г.р. 2 группа аутизма (фразовая речь короткими фразами в третьем лице, стереотипное поведение и игра, быстрое истощение произвольного внимания, отсутствие диалога, страхи новой обстановки, новых заданий);
- Евангелина (Ева) П., 10.1999 г.р. 2 группа аутизма, особенности поведения похожи на те, которые есть у Андрея с большей гипердинамичностью, повышенной активностью, лучшим развитием фразовой речи, приближающейся к развернутому монологу (3 группе) со спонтанным чередованием употребления в речи первого и третьего лица.
Приведены краткие итоги занятий за период с 11.2006 до 05.2007. За это время дети повзрослели от 7 до 7,5 лет. Для точности изложения сохранена оригинальная стилистика итоговых записей Листа наблюдения.
1 занятие: 08.11.2006
- дети слишком подвижные, с быстрым переключением внимания;
- разбросали, перевернули, разобрали пирамиду, игрушки, шары, мячики, стимульный тактильный материал по всей комнате;
- обоим нравится прыгать с кубов (1 и 2 по высоте), Ева более осторожна;
- под конец занятия Андрей словами в третьем лице двумя фразами обратился к Еве (контакт!) – “Ева слезет с подушек”, “Ева уйдет” – Ева обращение игнорирует;
- на протяжении всего занятия дети играли по отдельности, как бы друг друга не замечая, обращаясь за помощью только к опекатору.
2 занятие: 15.11.2006
- дети меньше бегали и разбрасывали игрушки и кубы чем на первой встрече;
- Андрей уже подходил к Еве и пытался потрогать ее;
- у Андрея обращение к Еве - “с Евой играть”;
- Андрей подходит к опекатору, предлагает игру “щекотать Андрея”, говорит “хочет – не хочет”;
- когда Ева уселась рядом с наблюдателем, Андрей ходил мимо них, катал машину, затем сел рядом;
- Андрей гораздо больше обращает внимание на Еву, Ева совсем не подходит к Андрею, не говорит Андрей, остается более гипердинамичной, чем он.
3 занятие: 22.11.2006
- Ева опаздывает, Андрей переживает, что ее нет и ждет ее;
- Ева впервые сказала “мальчик” и что-то еще про Андрея, ранее в своей речи она его не упоминала;
- Ева разобрала пирамиду напополам и прыгала на ней, Андрей подражал ей, также прыгая на пирамиде;
- Андрей ходит рядом с Евой говорит в пространство “любовь – любовь”, на прямой вопрос нравится ли ему Ева, обрадовался и ответил – Да, Ева аналогичный вопрос проигнорировала;
- впервые произошел краткий диалог – дети вместе держали над головой большой мяч – Ева, быстро говоря и смотря на Андрея – “Ты что делаешь?”, Андрей – “Мячик держу”, испуганно;
- Ева остается гипердинамичной, быстро меняет игрушки, повторяет стереотипно фразы игрового содержания, наличие Андрея при ее свободном поведении полностью игнорирует.
4 занятие: 29.11.2006
- дети как бы не обращали внимание друг на друга, играя рядом друг с другом, но не взаимодействуя;
- дети были более спокойные, менее подвижные, чем на предыдущих занятиях, играли на полу с игрушками, с кубов не прыгали;
- Ева напрямую привлекала внимание дефектолога, обращаясь к ней словами и прыгая на подушку рядом с ней;
- Андрей несколько раз пытался подойти ближе к Еве, говорил в пространство, ни к кому не обращаясь - Ева, Ева;
- в конце занятия – борьба за место для лежания на кубе, быстрее и ловчее залазит Андрей, Ева его толкает, спихивает;
- Андрею нравится привлекать внимание Евы, Ева по отношению к Андрею эмоционально холодна.
5 занятие: 06.12.2006
- дети очень мало подходили друг к другу, брали и разбрасывали предметы и игрушки, словесно комментировали свои действия;
- Ева плюхалась на подушку рядом с дефектологом и явно заигрывала с ней;
- на занятии присутствовала девочка Соня с задержкой психоречевого развития (4 года), ей нравилось прыгать с куба, Андрей обращал на нее внимание, пытался помешать ей прыгать;
- в общем, Андрей и Ева были еще менее подвижны, чем на предыдущей встрече и их поведение внешне более походило на поведение нормальных детей.
6 занятие: 20.12.2006
- Андрей сразу вспомнил Еву, обрадовался, сказал “Привет”, протянул ей руки, чего ранее не было;
- Андрей в процессе занятия неоднократно смотрел на Еву, повторял Ева, Ева, неловко кратковременно сам пытался предложить ей игру (без ответа);
- Ева играет сама, ходит по комнате с куклой, фантазирует, словесно комментирует свою игру или заигрывает с дефектологом;
- дети с кубов не прыгали и даже о них не вспоминали, Ева собирает – разбирает пирамиду, разбрасывает мячики, на пирамиде не прыгали;
- Соня взаимодействует с Андреем и Евой конкурентно, забирая у них игрушки и мешая им играть;
- при включении музыки на большую громкость Ева не отреагировала, Андрей периодически закрывал уши ладонями, но был спокоен.
7 занятие: 21.02.2007
- Андрей едва увидел Еву, сказал “Привет”;
- впервые Ева говорила, напрямую обращаясь к Андрею: “Здесь люди сидят”, “Мебель не порть”;
- впервые они сидели рядом друг с другом смотря на пузырьки в цилиндре с водой (около 30 секунд);
- впервые они держались за руки, инициатор Андрей;
- впервые Андрей прижимался щекой к одной и двум ладоням Евы;
- впервые они бегали вместе, Ева впереди держа Андрея за руку;
- впервые Ева назвала Андрея именем Саша, мальчик с которым она ранее играла, ее поправили и она назвала имя Андрей;
- впервые Ева приняла Андрея в свою игру “Будем вместе спать” Ева лежит на подушке и укрывается накидкой, Андрей сидит рядом;
- совместная игра с магнитолой – Ева подбегает и уменьшает громкость музыки, Андрей подбегает и увеличивает громкость музыки.
8 занятие: 01.03.2007
- Ева прыгала с куба на подушку много раз, Андрей не прыгал, только мешал залазить Еве на куб (заигрывал);
- Андрею понравилась песня группы Ария “Штиль”, орет, кричит, пытается подпевать – не получается, в избытке эмоций кричит б….;
- Андрей повалил Еву между подушек, что-то говорит ей на ухо – прямой телесный контакт;
- Ева стояла около светящейся призмы, Андрей подошел и потрогал кратковременно ее за ногу, туловище – инициировал телесный контакт;
- в итоге Ева замечает Андрея, реагирует на его действия, но сама активности не проявляет, активность Андрея носит некоторую эротическую окраску.
9 занятие: 22.03.2007
- на протяжении всего занятия Андрей как бы игнорирует Еву, ходит сам по себе, разговаривая, слушая музыку, сказал Ева всего два раза, ни разу ее не коснулся;
- Ева совсем не обращала внимание на Андрея, была увлечена строительством дома из кубов, только когда Андрей мешал строить, и ломал дом говорила: “Мальчик не ломай”;
- Андрей слушает песню “Штиль”, пытается подпевать, кричит штиль;
- фантазии у обоих стали явно богаче, особенно у Евы (построенный дом с окнами, дверью, украшениями, мебелью, игрушками);
- складывается впечатление, что Андрей обижен, потому что Ева не обращает на него внимания, а он не знает, что в этом случае делать.
10 занятие: 05.04.2007
- Ева была более энергична и инициативна, нежели Андрей, сама приглашала его танцевать, вдвоем держась за руки, Андрей как бы не понимал, что хочет от него Ева (вместе с Евой не танцевал);
- вчетвером водили хоровод, Андрей тогда эмоционально включался в танец, и ему это занятие нравилось;
- дом Ева не строила;
- Андрей несколько раз не направленно произнес Ева, Ева;
- Ева по имени Андрея не называла;
- Андрей подходил к психологу и часто предлагал игру “кто быстрее схватит руки”;
- Ева впервые самостоятельно проявила инициативу в отношении Андрея, Андрей пассивен и задумчив.
11 занятие: 12.04.2007
- Ева с Андреем впервые вместе танцевали и держали друг друга за руки, оба довольны (4 – 5 минут);
- Ева кружилась быстрее и периодически падала, Андрей падал рядом с ней;
- под конец занятия дети улеглись вместе на большую подушку, Ева принесла две маленькие подушки и положила под головы, укрылись “одеялом” из клеенки;
- дети лежали на подушке вместе около 5 минут и разговаривали друг с другом;
- при вопросе Андрею – Тебе нравится Ева – ответ – Нравится Ева, вопрос Еве – Тебе нравится Андрей – ответ – Мне нравится Андрей, хочу с Андреем спать;
- Андрей был гораздо более активен в отношении Евы, чем на предыдущих двух занятиях; подбегал к ней, хватал за руки, бегал за ней и обнимал;
- Ева сразу заявила с начала занятия – хочу прыгать, построили башню из двух кубов и прыгали по очереди;
- вообще иногда создавалось впечатление, что играют и бегают друг за другом обычные дети (если не прислушиваться к особенностям их речи);
- дети реально спонтанно взаимодействовали, проявляли друг к другу внимание, играли совместно в игры, им нравилось дружить, они выражали это чувство словами.
Поведение детей, изначально определяемое как аутичное, осталось аутичным поведением со всеми присущими ему особенностями. Это проявлялось в сохранении стереотипности интересов, игры, речи в третьем лице или в первом лице, но без “целостности” содержания Я.
Общее интеллектуальное развитие наблюдаемых детей, несомненно, стало более высоким. У обоих стала богаче фантазия, расширились игровые формы действий с предметами, появились диалогичные формы речи. Сама речь стала у Евы уже не просто монологичной развернутой фразовой речью, а кратковременно диалогичной (не просто вопрос – ответ, а как бы беседа по поводу чего-то). У Андрея стереотипная неразвернутая фразовая речь стала переходить в формы монологичной развернутой речи. Но не это главное, а то, что появилась свобода обращения за помощью к человеку и открытое предложение с ними поиграть в то, что им нравится (не мы к ним, а они к нам). Дети подружились. Если о них так можно это сказать. Они помнили друг о друге, хотели друг с другом играть, могли рассказать, во что они вместе играли. Проявляли интерес к собственному телу и телу партнера (пытались взять за руку, поцеловать, погладить).
В процессе занятий прозвучала песня группы АРИЯ “Штиль” (в концертном варианте с новым певцом Артуром Беркутом). Андрею она очень понравилась – буря эмоций и криков, хотелось подпевать. Слова повторять не удавалось, поэтому он кричал б….. в избытке эмоций. Так он и стал просить поставить песню про Б (так говорила его бабушка). Через три прослушивания он стал подпевать некоторые слова из припева и правильно назвать песню “Штиль”. Ева конкурентно просила поставить песню группы “Дискотека Авария”, такой песни не нашлось, и Ева очень переживала. В итоге главным явилось то, что Андрей стал лично эмоционально вовлечен в слушание песни, явно пытался подпевать слова и вопить как певец. Обычно аутичные дети эмоционально холодно принимают прослушиваемые произведения (нравится – слушают, не нравится – требуют выключить) или улыбаются и танцуют под разнообразную музыку.
Динамика изменения личного отношения была больше у Евы, чем у Андрея. Было видно практически со второго занятия, что Ева Андрею понравилась и он пытался телесно и эмоционально контактировать с ней. Но Ева практически не обращала внимания на действия Андрея, будучи полностью поглощена своими фантазиями. Переломный момент наступил тогда когда фантазия у Евы “в голове” стала выражаться в ее творческой игре с разными предметами и игрушками. Андрей как бы испугался и два занятия практически к ней не подходил, но наблюдал со стороны за действиями Евы. Далее Ева снова начала бегать, прыгать, танцевать и баловаться, что было понятней и безопасней Андрею. Он воодушевился и стал с ней активно контактировать – “дружить”. Для нас удивительным стало то, что аутизм как одиночество, отрешенность, стереотипность, эмоциональная непонятность и неадекватность стал исчезать. Да - психическое своеобразие и искаженность развития личности остались, но появилось нечто человеческое в их личных взаимоотношениях (и в отношении к специалистам Центра тоже).
Хотя это и не было условием проведения исследования, Ева и Андрей помимо личных встреч на занятиях в обычной бытовой жизни не встречалось (не нашлось времени у их мам). Получившийся уровень общения детей очень хорошо было бы развивать и в неформальных условиях.

Алексей Ремович Колосков, контактный телефон 55-09-55, 71-10-30 (раб), 8-910-287-50-17 (моб)


Ccылки на другие страницы, посвященные этому кумиру
На главную страницу
Напишите письмо


 
Hosted by uCoz